Наш край - Заонежье
Заонежье
Заонежье – историко-культурная территория, занимающая обособленное географическое положение расположена на Заонежском полуострове и прилегающих к нему островах Онежского озера. Благоприятные природно-географические и климатические условия способствовали раннему заселению края еще в глубокой древности. Первые археологические памятники относятся к эпохе мезолита. Уникальный памятник этого периода Оленеостровский могильник, расположенный на о. Южный Олений недалеко от о. Кижи.
С середины первого тысячелетия до нашей эры на территории Карелии начинается формирование финно–угорского этноса, в первом тысячелетии нашей эры он разделяется на протосаамов (протолопарей), корелу и весь. Раньше других в Заонежье появились саамы затем племена веси и корелы.
Приток славян на земли Заонежья относится к концу XIII – первой половине XIV вв., это были выходцы из новгородско-псковских земель.Славянская колонизация шла несколькими волнами. Впереди шли ушкуйники – новгородские разбойники, их целью была охота на пушного зверя, покупка пушнины у местных охотников. Вскоре появились первые новгородские фактории на территории края. Следом шли крестьяне вынужденные покидать свои земли и идти на Север, спасаясь от набегов.
Монастырская колонизация территории Карелии началась в середине XIV в. Палеостровский монастырь Рождества Богородицы стал вторым православным монастырем на Онежском озере и был основан монахом Корнилием, уроженцем Пскова, на Пальем острове.
После присоединения в 1478 году территории Карелии к Московскому государству начался новый этап и в истории Заонежья. На территории Заонежского полуострова находились земли четырех погостов – Челмужского, Шунгского, Толвуйского и Кижского. Большую часть населения Заонежья составляли русские крестьяне, которые делились на две категории: «черносошные», жившие на принадлежавших государству «черных» землях, и «монастырские», жившие на землях монастырей.
Основным занятием жителей Заонежья было земледелие, охота и рыболовство.
Жители Заонежья так же обслуживали торговый путь из Поморья в Новгород как перевозчики, а также получали доход от предоставления ночлега и питания людям и лошадям из соляных обозов.
В XVI в. в Заонежье продолжали существовать старые и возникали новые монастыри. Наиболее известной православной обителью, основанной в Заонежье в XVI в., был Климецкий Никольский монастырь, располагавшийся на южной оконечности Климецкого острова. Климецкий монастырь был основан новгородцем Иоанном.
В начале XVII в., в годы Смутного времени, на земли Заонежья вторглись отряды «панов», состоявшие в основном из разгромленных в центральной России формирований казаков, составлявших войска лже Дмитрия. Нашествие «панов» принесло огромные бедствия жителям Заонежских погостов. По данным писцовых книг 1616–1619 гг. в шести крупнейших Заонежских погостах (Челмужском, Шунгском, Толвуйском, Кижском, Шуйском и Олонецком) на 2231 живущий двор приходилось 1434 двора пустых или дворовых места], убыль населения достигла примерно 40%. Были разорены также Палеостровский и Климецкий монастыри.
После событий «Смутного времени» началось медленное увеличение численности населения и восстановление экономики. К 1629 г. число дворов в Заонежских погостах выросло вдвое. Большое развитие получило рыболовство, которое приобрело в Заонежье промысловый характер.
В Заонежских погостах восстановились железоделательный и кузнечный промыслы. Среди товаров, отправляемых в центральную Россию, были «кижские ножи». После восстановления солеварения на Белом море крестьяне Заонежских погостов вновь включились в перевозку поморской соли. Признанным торговым центром Заонежья уже тогда был Шуньгский погост, где жило много посадских людей и торговых крестьян.
Новым явлением в социально–экономической истории Заонежья стало возникновение там во второй половине XVII в. металлургических заводов. Первый в Карелии завод возник в 1666 г. в Фоймогубской волости. Его владельцем был новгородский купец Семен Гаврилов. В 1670-е гг. он продал свой завод Петру Марселису, который начал строительство еще нескольких металлургических заводов. Вскоре у П.Марселиса появился компаньон – Андрей Бутенант, который вскоре стал единоличным владельцем всех заонежских заводов.
Во второй половине XVII в. Заонежье оказалось затронуто событиями церковного раскола. В 1685 году около 2000 монастырских крестьян Шуньгского, Толвуйского и Челмужского погостов и Повенецкого рядка – сторонники старой веры, явились в Палеостровский монастырь. Когда к монастырю подошли стрельцы, «толпа простолюдинов мужеска и женска пола сгорела без остатку». Спустя полтора года около 500 крестьян–подожгли монастырь и сгорели. В результате этих двух «гарей» более двух тысяч наиболее непримиримых старообрядцев покончили жизнь самоубийством. Оставшиеся в живых укрылись в глухих лесах. В 1694 г. в верховьях реки Выг, в 75–80 километрах к северо–востоку от Онежского озера, возникла Выговская поморская пустынь, которая на протяжении более полутора веков, до середины 1850-х гг., была крупнейшим на севере центром старообрядчества. Религиозное и культурное воздействие выговских старообрядцев на крестьянское население Заонежья было очень велико на протяжении XVIII–XIX вв.
В первой четверти XVIII в., в годы петровских реформ, положение крестьян Заонежья ухудшилось из-за постоянных рекрутских наборов и перевода «государственных» крестьян в «приписные», то есть передачу их в собственность Олонецких горных заводов. Во времена Екатерины II заводские повинности еще больше выросли, были повышены оброчные сборы, все это вызвало негодование крестьян и вылилось в знаменитое Кижское восстание, крупнейшее проявление крестьянского социального протеста в истории Карелии.
В конце XVIII и в начале XIX вв. окончательно сложилась система поселений Заонежья, в это время активно развивалась деятельность Шуньгской ярмарки, которая достигла своего расцвета в 60-е годы XIX в. Торговые пути, которые сходились в Шуньге, вели в Поморье, Новгород, Петербург, в районы Центральной России и в Финляндию, что влекло за собой постоянную миграцию населения. Эта ярмарка стала самой крупной в Олонецкой губернии.
Во второй половине XIX в. – начале XX в. важнейшим событием, оказавшим влияние на этническую историю заонежан, стала Крестьянская реформа и последовавшие за ней преобразования. Рост промышленности и торговли, развитие отхожих промыслов привело к тому, что усилился отток населения Заонежья в города, работа на промышленных предприятиях приносила больший доход, чем возделывание земли.
Таким образом все заметные явления, изменения, а тем более потрясения, как в экономической жизни России, так и в ее политической истории, тем или иным образом коснулись и Заонежья. В частности, эти события оказывали заметное влияние на процесс формирования заонежан, как особой «локальной» группы русского этноса